✅ Вопросы и ответы по законодательству о контрактной системе (Закон № 44-ФЗ) ❓Будет ли сертификат...
✅ Вопросы и ответы по законодательству о контрактной системе (Закон № 44-ФЗ)
❓Будет ли сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 являться документом, подтверждающим страну происхождения товара, в целях применения запрета по перечню приложения № 1 к ПП РФ № 1875?
Нет, это не предусмотрено п. 3 ПП РФ № 1875. Для товаров под запретом подтверждающим документом будет являться только реестровая запись из соответствующего реестра, содержащая информацию о количестве баллов (если предусмотрено).
❓Заказчик может отказаться от заключения контракта, если уже после подведения итогов обнаружит, что в заявке были предоставлены недостоверные сведения?
В настоящее время такая возможность отсутствует, но она появится с 1 января 2026 года: в ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ внесены изменения, позволяющие отказаться от заключения контракта при обнаружении недостоверной информации в заявке, которую не обнаружили на стадии рассмотрения заявок.
❓Обязан ли оператор электронной площадки проверять информацию и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным ПП РФ № 2571?
В целом Законом № 44-ФЗ такая обязанность не установлена. Но последнее время практика контрольных органов идет по пути того, что оператор должен проверять такие документы при аккредитации (направлении документов для размещения на площадке). Показательно решение ФАС России от 10.04.2025 по делу № 28/06/105-2422/2025, где оператору вменили нарушение ч. 13 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ, а состав квалифицировали по ч. 9 ст. 7.30.1 КоАП РФ.
❓Заказчик вправе отклонить заявку, в которой предложен товар с характеристиками, не совпадающими с информацией каталога ГИСП?
Исходя из практики контрольных органов: не следует отклонять заявку участника закупки на основании характеристик товара, указанных в каталоге ГИСП, поскольку в нем не содержится исчерпывающей информации, требуемой для установления соответствия предлагаемого к поставке товара требованиям извещения о проведении закупки. Цель представления выписки из реестра российской промышленной продукции на этапе подачи заявок – идентификация страны происхождения товара, а не проверка параметров и характеристик предложенного товара всем указанным в извещении характеристикам. Позиция основана, в том числе, на разъяснениях Минпромторга России – письмо от 04.10.2023 № 106238/12.
❓Как с учетом требований ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ описать товар, производство которого в РФ и ЕАЭС отсутствует?
Не указывайте в описании объекта закупки характеристики товара российского происхождения, если в РФ нет производства такого товара или оно прекратилось. Минфин России в п. 10.2 письма от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 рекомендовал декларировать в описании объекта закупки невозможность отразить такие характеристики по упомянутой причине.
❓Правомерно ли списать уплаченную неустойку, или списанию подлежит только неуплаченная неустойка?
Из судебной практики (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.05.2025 по делу № А81-9395/2024): в правилах списания неустоек (утв. ПП РФ № 783) отсутствуют положения о том, что добровольная уплата неустойки препятствует ее списанию.
❓Обязан ли заказчик создавать комиссию по закупкам для проведения закупки по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?
Нет. В соответствии с п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в отношении каждой заявки решение о ее соответствии принимает непосредственно заказчик.
Источник: Вестник института госзакупок июль 2025 г.
❓Будет ли сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 являться документом, подтверждающим страну происхождения товара, в целях применения запрета по перечню приложения № 1 к ПП РФ № 1875?
Нет, это не предусмотрено п. 3 ПП РФ № 1875. Для товаров под запретом подтверждающим документом будет являться только реестровая запись из соответствующего реестра, содержащая информацию о количестве баллов (если предусмотрено).
❓Заказчик может отказаться от заключения контракта, если уже после подведения итогов обнаружит, что в заявке были предоставлены недостоверные сведения?
В настоящее время такая возможность отсутствует, но она появится с 1 января 2026 года: в ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ внесены изменения, позволяющие отказаться от заключения контракта при обнаружении недостоверной информации в заявке, которую не обнаружили на стадии рассмотрения заявок.
❓Обязан ли оператор электронной площадки проверять информацию и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным ПП РФ № 2571?
В целом Законом № 44-ФЗ такая обязанность не установлена. Но последнее время практика контрольных органов идет по пути того, что оператор должен проверять такие документы при аккредитации (направлении документов для размещения на площадке). Показательно решение ФАС России от 10.04.2025 по делу № 28/06/105-2422/2025, где оператору вменили нарушение ч. 13 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ, а состав квалифицировали по ч. 9 ст. 7.30.1 КоАП РФ.
❓Заказчик вправе отклонить заявку, в которой предложен товар с характеристиками, не совпадающими с информацией каталога ГИСП?
Исходя из практики контрольных органов: не следует отклонять заявку участника закупки на основании характеристик товара, указанных в каталоге ГИСП, поскольку в нем не содержится исчерпывающей информации, требуемой для установления соответствия предлагаемого к поставке товара требованиям извещения о проведении закупки. Цель представления выписки из реестра российской промышленной продукции на этапе подачи заявок – идентификация страны происхождения товара, а не проверка параметров и характеристик предложенного товара всем указанным в извещении характеристикам. Позиция основана, в том числе, на разъяснениях Минпромторга России – письмо от 04.10.2023 № 106238/12.
❓Как с учетом требований ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ описать товар, производство которого в РФ и ЕАЭС отсутствует?
Не указывайте в описании объекта закупки характеристики товара российского происхождения, если в РФ нет производства такого товара или оно прекратилось. Минфин России в п. 10.2 письма от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 рекомендовал декларировать в описании объекта закупки невозможность отразить такие характеристики по упомянутой причине.
❓Правомерно ли списать уплаченную неустойку, или списанию подлежит только неуплаченная неустойка?
Из судебной практики (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.05.2025 по делу № А81-9395/2024): в правилах списания неустоек (утв. ПП РФ № 783) отсутствуют положения о том, что добровольная уплата неустойки препятствует ее списанию.
❓Обязан ли заказчик создавать комиссию по закупкам для проведения закупки по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?
Нет. В соответствии с п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в отношении каждой заявки решение о ее соответствии принимает непосредственно заказчик.
Источник: Вестник института госзакупок июль 2025 г.